olegpaschenko: (Default)
[personal profile] olegpaschenko
Оригинал взят у [livejournal.com profile] yuritikhonravov в О достоинстве челове(ч)ка

Достоинство человека в том, что он недостоин быть хозяином самому себе. Или, что то же самое, человек достоин лучшего хозяина, чем он сам.

Быть хозяином самому себе — значит быть рабом всяких глупостей, и это в лучшем случае. Лично моя судьба всегда складывается лучше без моего участия, а я своими суетливыми подёргиваниями всё только порчу. Быть в исключительном и полном распоряжении у самого себя — унизительно.

Мой хозяин — Хозяин мира. Вот формула истинного достоинства.

<…>

Именно в этом состоит суть позиции «никому не кланяться (помимо Всесовершенного)».


Апдейт: да, это скорее мусульманская идея. Но ведь у Тихонравова речь и идет о мусульманстве: «никому не кланяться (помимо Всесовершенного)» — это его краткое обозначение центральной мусульманской идеи.

Представление о достоинстве, между тем, распространяется и на любой монотеизм в целом. Понятие о богосыновстве и обожении тут просто, чисто технически, выносится за скобки, некая фигура умолчания.

Date: 2012-07-05 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] zelebober.livejournal.com
Полностью со всем согласен

Date: 2012-07-05 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] leonid-sisoev.livejournal.com
Да. Осознание своей дейсчтвительной несостоятельности - это первый шаг к тому, чтобы увидеть Бога.

Date: 2012-07-05 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] zhalko.livejournal.com
Круто.
Утащила.

Date: 2012-07-05 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] art-mik.livejournal.com
Хорошо сказано.
Видел кто-нибудь ожиревших, курящих, страдающих алкоголизмом животных, которые, к слову, не тщатся хозяйствовать над собой? Вот и я не видел. А людей таких - хозяев своих судеб - ну просто полным-полно.

Date: 2012-07-05 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] paladinus.livejournal.com
Хорошо быть бумажной деньгой. У нее достоинство с двух сторон.

Date: 2012-07-05 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] arpo.livejournal.com
Лично моя судьба всегда складывается лучше без моего участия, а я своими суетливыми подёргиваниями всё только порчу.
Вот это очень про меня.
Edited Date: 2012-07-05 03:32 pm (UTC)

Date: 2012-07-06 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com
«Быть хозяином самому себе — значит быть рабом всяких глупостей», — зависит от того, чем считать себя: набором биологических функций или путником с целью.

Date: 2012-07-06 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Зависит от того, что это за цель (от того, как цель соотносится с путником).

Крыса в поисках объедков — тоже вполне себе «путник с целью».

Если путник сам поставил себе цель — фактически, это значит, что он нашёл какое-то сокровище в себе самом и спроецировал его на линию горизонта, и теперь туда идёт. Такое путешествие никоим образом не возвышает человека над самим собой: сколько бы он ни шёл, он всё равно остаётся равен самому себе.

Возвышает только движение к цели, которая принципиально выше человека, выше всего, что человек может найти в себе.

А выше человека только Бог.

Date: 2012-07-06 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] tolkonevmoymozg.livejournal.com
Человек является хозяином самому себе добровольно отдавая себя служеию высшей цели.
Тут нет противоречия.
Вплоть до того что человек слаб, и, являясь плохим хозяином себе хреновенько отдает себя служению высшей цели.

Date: 2012-07-06 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Перефразирую.

У человека всего три проблемы, которые не дают ему стать богом:
1) смертность;
2) разобщённость;
3) нравственное несовершенство, сердечная нечистота.

Человека достойна только такая цель, достижение которой решает эти проблемы.

Решает ли эти проблемы, например, космический полёт? Очевидно, нет. Космос не делает человека нравственно лучше. Разобщённость только увеличивается (одни могут себе позволить билет на орбиту, другие нет). Смертность никуда не девается. Следовательно, человек, бороздящий космические просторы, и крыса, исследующая помойку в поисках снеди, суть явления одного порядка.

Бессмертием, единством и нравственным совершенством человека может снабдить только Тот Единственный, у Кого они есть.

Date: 2012-07-06 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com
> Решает ли эти проблемы, например, космический полёт? Очевидно, нет.

Очевидно, что это шаг на пути к решению. Равно как медицинские исследования — шаги на пути к преодолению смертности.

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com - Date: 2012-07-06 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com - Date: 2012-07-06 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] schneidekus.livejournal.com - Date: 2012-07-10 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-10 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] schneidekus.livejournal.com - Date: 2012-07-11 11:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-11 11:25 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-06 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] tolkonevmoymozg.livejournal.com
Человек который пишет "Быть хозяином самому себе — значит быть рабом всяких глупостей, и это в лучшем случае." совершенно не знает себя.
Либо он называет собой совершенно не то чем является.

Date: 2012-07-06 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] tolkonevmoymozg.livejournal.com
О. Я даже расшифрую. Есть состояние которое пациент называет "быть хозяином самому себе". В тот же момент пациент признает что в этом состоянии он является "рабом всяких глупостей", при этом из контекста понятно что пациент считает что разумный человек не захочет являться "рабом всяких глупостей".
Следовательно разумный человек находящийся в состоянии "быть хозяином самому себе" вынужден совершать вещи, которые совершать не хочет, а значит не является хозяином самому себе.
Мы пришли к противоречию, что и требовалось доказать.

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tolkonevmoymozg.livejournal.com - Date: 2012-07-06 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-06 04:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-06 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com
«Крыса в поисках объедков — тоже вполне себе „путник с целью“», — я намерено отделил физиологические потребности, чтобы подчеркнуть иной характер упомянутых целей.

Что касается остального, то на этой планете очень мало людей, которым, истоптав пути земные полностью, остаётся только обратить взгляд на небо. Я считаю, что за этим, как правило, кроется банальное желание жить чем-то непостижимо далёким и прекрасным, принимая как должное грязь вокруг или даже внутри себя.

Date: 2012-07-06 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Я считаю, что за этим, как правило, кроется банальное желание...

Это не научно. Отсутствие у вас опровергающего этот вывод опыта не означает, что он в принципе невозможен.

(no subject)

From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] po100ronnij.livejournal.com - Date: 2012-07-06 08:44 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-07 04:20 am (UTC)
From: [identity profile] davlatov.livejournal.com
Мой хозяин — Хозяин мира. Вот формула истинного достоинства.

Ой какая прелесть! Насквозь испорченные, ленивые и злые рабы хвалятся достоинствами своего Господина. Причем дворовая челядь не забывает продемонстрировать свое превосходство над обычными холопами и намекнуть на особенно интимную близость к "Барину".
Рабское достоинство и рабская психология.
И, кстати, совершенно неправославно.

Достоинство человека в том, что наше тело и душа вполне вмещают в себя всего Бога. Настолько "вполне", что нигде не жмет и не надо переставлять пуговицы. Достоинство в том, что в этом мiре мы действуем за Него, причем не как рабы или роботы, а произвольно и осознано.

Date: 2012-07-07 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
На мой профанный взгляд, вы, в сущности, сказали то же самое, что и автор процитированного текста, только другими словами. Ваша «текстильно-галантерейная» метафора ничем не хуже и не лучше его «хозяйственной» — и столь же уязвима, и так же удобна для того, чтобы сделать её автора объектом психологических проекций.

Моя версия: вы использовали этот пост для того, чтобы интеллектуально и нравственно превознестись над ближним. Поздравляю, доктор.

(no subject)

From: [identity profile] davlatov.livejournal.com - Date: 2012-07-07 11:56 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-09 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] 8erpent.livejournal.com
было сильное желание написать примерно то же (=поддерживаю), но вы опередили.

IMO, люди, к сож., в качестве Хозяина чаще всего представляют нечто lim(человеческое), как минимум "антропопсихическое". Часто - если нет личной воли всецело принять ответственность за свою жизнь, выбор и поступки.

(no subject)

From: [identity profile] davlatov.livejournal.com - Date: 2012-07-09 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 8erpent.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:34 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-07-07 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Это очень серьезное обвинение. Я был бы вам благодарен, если бы вы дали мне знать, что дало вам к этому повод.

Date: 2012-07-09 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] 8erpent.livejournal.com
Кто-то писал, что человек по мере постижения Бога из "раба" превращается в "сына". А здесь стадия "раба" статична, не так ли?

Пошел ли бы Христос на Крест, только потому, что такова была воля Отца, а не Его собственное решение как человека?

Может, Божественный замысел "по образу и подобию" - в свободе воли, а не в "Хозяине" (у сил бесплотных, служащих и неустанно славящих, возможно, он и есть в "Хозяине", а у человека - преимущество)?

Date: 2012-07-09 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com
Очень даже по-мусульмански. Пральна, Отец не нужен, нужен Хозяин!

Date: 2012-07-09 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Да, это скорее мусульманская идея. Но ведь у Тихонравова и идет речь о мусульманстве: «никому не кланяться (помимо Всесовершенного)» — это его краткое обозначение центральной мусульманской идеи.

Представление о достоинстве, между тем, распространяется и на любой монотеизм в целом. Понятие о богосыновстве и обожении тут просто, чисто технически, выносится за скобки.

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 02:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 02:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 8erpent.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 03:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-09 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-09 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-10 08:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-10 09:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-10 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-10 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-10 11:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-10 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-10 11:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-10 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dionysios-r.livejournal.com - Date: 2012-07-10 02:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2012-07-11 08:16 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-10 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yuritikhonravov.livejournal.com
жаль, что никто не обратил внимания, что упование на Всевышнего избавляет от привычки суетиться и тем самым наполняет человека достоинством в самом бытовом, эмпирически фиксируемом смысле

и ещё жаль, что никто не обратил внимания на содержащийся в обсуждаемой заметке ответ на банальные выкрики о "личной ответственности", "рабском сознании" и проч. - историю о судьбе Пико делла Мирандолы

Profile

olegpaschenko: (Default)
olegpaschenko

July 2012

S M T W T F S
1 234 5 67
89 10 11121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2017 12:42 am
Powered by Dreamwidth Studios