olegpaschenko: (Default)
olegpaschenko ([personal profile] olegpaschenko) wrote2009-05-12 03:25 pm
Entry tags:

what ends when the symbols shatter

Дополнение к этому (и, косвенно, комментарий к этому).

Биологический ритм земледельческих цивилизаций, ориентиром которого было солнце, уступает место техническому ритму надвигающегося массированного урбанизма. Жизнь в мире заводов и лабораторий уже не органична, но организованна, ее железобетон убивает чувство живой природы. Даже самое простое вещество таинств — вода, хлеб, воск, огонь — исчезает из естественного употребления в человеческом быту или же фальсифицируется, уже не являясь привычным и понятным изображением космоса. Литургический символизм также не воспринимается, ритуал перестает быть непосредственно понятным, требуя многотрудного посвящения. Новые поколения становятся все более и более чужды символам священного.

Современный символизм нашел себе пристанище в эмблемах и аббревиатурах. Слова обезвожены, и самые обычные предметы кажутся потерявшими свой первоначальный смысл. В современных храмах свечи заканчиваются электрическими лампочками — гибрид, который затрудняешься даже назвать. — Павел Евдокимов. Этапы духовной жизни

Восковая свеча или масляная лампада больше не являются единственными источниками света, а открытый огонь — единственным способом обработки пищи (и одновременно — непреодолимой стихией, способной уничтожить город). Слово «хлеб» это больше не синоним слова «еда», а слово «вино» — слова «питьё». Мясо это больше не сакральная храмовая пища, а вода — не является больше а) единственным средством гигиены, б) единственным способом перемещения больших групп людей и грузов на большие расстояния, в) мрачной бездной, из которой никто не возвращался, кануть в которую означало «умереть». Устное слово, звук — это больше не практически единственный способ передать информацию, а Священное Писание — не единственный твёрдый накопитель знания о мире.

Материальный алфавит символического языка Таинств (и вообще, богослужения) состоит из веществ, посредством которых древний человек физически взаимодействовал с реальностью — которые, собственно, и были когда-то самой реальностью. Например, когда человек ел, эта реальность становилась его частью, а он причащался её — и всем своим существом это понимал.

Некогда я интересовался «традиционалистами»; один из них (Головин?) писал, что натуральная магия в современном мире больше не работает, потому что вещества и стихии утратили силу. Символическая реальность осталась, а старая вещественная связь с ней утрачена. Что может заместить «выдохшееся» вещество, может быть, электричество, нефть, интернет? Не знаю. По-моему, всё плохо (в смысле — нелегко).

Последние времена!

(вздыхает, перебирает чётки, бормочет)

[identity profile] polidarte.livejournal.com 2009-05-12 11:34 am (UTC)(link)
именно так.

а кагор делают из гидролизного спирта, сахара и фломастеров

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 11:35 am (UTC)(link)
как и твое коробочное вино, федя)

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 11:39 am (UTC)(link)
люди, тем не менее, продолжают искренне пожимать друг другу руки, целоваться и рвать вторые копии договоров.

[identity profile] polidarte.livejournal.com 2009-05-12 11:41 am (UTC)(link)
христиане никогда друг друга не прощают

факт, который отрицает сам смысл всех данных рассуждений

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 11:41 am (UTC)(link)
это вкусовщина и личные счеты.

В тысяча первый раз

[identity profile] sevrugin-ru.livejournal.com 2009-05-12 11:34 am (UTC)(link)
Наступают очередные "последние времена"...

[identity profile] p-a-s-h-a.livejournal.com 2009-05-12 11:55 am (UTC)(link)
Насчет этого (http://tema.livejournal.com/346579.html): в исламе еще и календарь совершенно оторванный от "ритма земледельческих цивилизаций"...

[identity profile] ex-un1x.livejournal.com 2009-05-12 12:00 pm (UTC)(link)
Мракобесие!

Что такое «высокая технология – глубокая гуманность»

[identity profile] trushkinv.livejournal.com 2009-05-12 12:00 pm (UTC)(link)
«Это линза, преломляющая смысл человеческого бытия. Это способность принять технологию, которая сохраняет нашу человечность, и отвергнуть технологию, которая грубо в неё вторгается. Это признание того факта, что технология – неотъемлемая часть эволюции культуры, творческий продукт нашего воображения, нашей мечты и вдохновения – и что стремление создавать новые технологии есть, по сути, инстинктивный процесс. Но надо также признать, что искусство, литература, драматургия, религия, естествознание и время являются равноправными партнёрами развития технологии, так как именно они питают душу и утоляют её жажду» – из книги Д. Нейсбита (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2386674/).

имхо, не «выдохлось». вы обращаетесь к веществу и получаете.

[identity profile] nameless-child.livejournal.com 2009-05-12 12:51 pm (UTC)(link)
все работает, не бздеть.

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 12:55 pm (UTC)(link)
я знаю, что всё работает!

но трудно.

[identity profile] nameless-child.livejournal.com 2009-05-12 12:58 pm (UTC)(link)
просто надо уметь соблюдать и содержать свое пространтство сакрального.
тогда легко.

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 12:59 pm (UTC)(link)
верно.

[identity profile] bad-kissinger.livejournal.com 2009-05-12 12:56 pm (UTC)(link)
хлеб - вредно

[identity profile] kronmayer.livejournal.com 2009-05-12 01:01 pm (UTC)(link)
Вы не находите, что кризис символа не тождественен кризису смысла?
Символ в когнитивном значении - это выборка из пространства трансцендентного смысла вещей и явлений, и во все времена, пожалуй, существовали те, кто мог выходить за грань символического порядка.
То, о чем вы ведете речь - это процесс вызова характеру восприятия хода вещей. Это вопрос к возможности осознать, какую роль играют наши же глаза относительно среды.

Всем бы нам хотелось быть ближе к земле, однако, в конечном счете вопрос в близости внутренней. А в экономике символов она подобна обоюдоострому мечу.

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 01:26 pm (UTC)(link)
вы правы

Перебирая чётки...

[identity profile] hoddion.livejournal.com 2009-05-12 02:32 pm (UTC)(link)
и харош унывать!
(ковыряя в носу)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

[identity profile] xeus-top-98.livejournal.com 2009-05-12 03:19 pm (UTC)(link)
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса (http://xeus.ru/top/) самых обсуждаемых тем в Живом Журнале (http://www.livejournal.com/).
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус

[identity profile] knizhkin.livejournal.com 2009-05-12 03:43 pm (UTC)(link)
:-) жалко что не пришел на петровский собор. Вообще, надо чо-то своё замутить. Например, поехать к Кравцову под Можайск!

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2009-05-12 03:44 pm (UTC)(link)
да.
я тоже жалею

[identity profile] snezhi.livejournal.com 2009-05-12 08:39 pm (UTC)(link)
И правда :)
Про магию прям даже не ожидал, а ведь все сходится.