![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
а вот кстати небольшая керигмочка
Христианство есть деятельность, направленная на содействие Богу в повсеместном и вечном утверждении абсолютного Блага — Царства Божьего и правды его. Это когда все вместе, всем хорошо, все друг друга любят, никто не врёт, не плачет и не умирает. Господь воцарися! — везде, а не только за злачёными створками, не только в келиях, в тиши зала для медитаций или «в глубине души»; и всегда — а не только, например, в субботу. Всё, что этому воцарению препятствует (инстинкт самосохранения; шкурный, семейный, родовой или этнический интерес; конвенциональная мораль; система государственной власти и проч.), без сожалений игнорируется или (если это не противоречит принципу человеколюбия) — уничтожается.
Из такой формулировки, в частности, следует, что достаточно хорошим христианином быть невозможно никому, кроме вочеловечившегося Бога Христа Иисуса — т. к. Абсолют, по определению, трансцендентен всякой твари, пребывает за пределами Вселенной и недостижим. «Бога в реальности нет, потому что Он эту реальность создал».
Эта недостижимость — дефект (ненормальность) человека, который по своей воле отпал от Бога и, грубо говоря, вывалился в мiр сей.
Например, то, что человек смертен, не умеет летать, проходить сквозь стены и светиться ярче миллиона солнц — это ненормальность. Утрата естественных функций здорового человеческого организма.
Этот дефект принципиально неустраним внутри Вселенной как замкнутой системы (аналогично тому, как нельзя выбраться из болота, дёргая себя за волосы) — требуется помощь трансцендентного Бога. Осознание факта своей метафизической ненормальности лежит в основе восточно-христианского мировоззрения (сиречь, «православия») — в отличие от, скажем условно, старого христианского Запада, который вместо ненормальности говорит о провинности.
Данный текст очень груб и банален, но это совершенно неважно; зато он попадётся на глаза кому-то из тех, кто по недоразумению считает, что в основе «православия» — ядерная мощь российской державы, прилюдно молящийся двуглавый кесарь, ярмарка «Постимся вместе на ВВЦ» или старческое с поджатыми губами храмовое благочестие.
no subject
Знаете, я был ортодоксальным юнгианцем лет 15 (с 1990 по 2005 примерно). Юнгианство прекрасно, но в нем (как и во всех подобных ветвях гностицизма и неогностицизма), к сожалению, содержится фундаментальный баг, который зачеркивает ценность всех его практических этических программ.
Юнг, вслед за, например, манихеями, рассматривает добро и зло как равноценные, но разноцветные (черные и белые) камешки, и, дескать, чтобы достичь "цельности", нужно, чтобы в мешке были и черные и белые, а отказ от черных влечет к раздробленности души.
Это неверно. Зло не имеет самостоятельной сущности (как добро) - оно не может существовать без добра, оно - всегда на добре паразитирует. Это онтологическая дыра, каверна, дисфункция, дефект, ненормальность. Так кариес не может существовать без зуба - а зуб без кариеса может.
То есть (если очень грубо): юнговский призыв к "цельности" - это, фактически, утверждение, что человек может полноценно дышать, только если у него легкие будут и больными раком, и эмфиземой, и легочной чумой, и пневмонией (побольше разных болезней, для пущей цельности!) - и, одновременно, здоровыми. А просто здоровые легкие - это, типа, дробление и только часть большого целого.
Юнг (как и Фрейд, и Ницше, и многая множества деятелей той же волны) - дитя именно христианского Запада, который к 19 веку почувствовал, что надо как-то освобождаться от тысячелетнего комплекса вины, навязанного ложно понятым христианством. Все что угодно - лишь бы не чувствовать себя больше на скамье подсудимых. Ницше, например, ниспровергает Судию. Юнг - делает попытку на фундаментальном уровне пересмотреть уголовный кодекс. И т. п. Это всё очень понятно - когда тебя на тысячу лет закрыли, хочется любым способом сбежать.