olegpaschenko: (Default)
olegpaschenko ([personal profile] olegpaschenko) wrote2011-06-25 04:54 pm

тренируя искусство формулировать банальности так, чтобы они напоминали «мысли»,

между прочим, попытаюсь объяснить, почему «освяти руку ударом» и «подставь другую щеку» — это две разные реализации одной и той же жизненной установки, только уместные в разных обстоятельствах.

Рецепт Августина «возлюби Бога и делай что хочешь» означает, что человек, имеющий естественное органическое произволение ко благу (пользуясь нашей терминологией — сражающийся на стороне Бога, или, иными словами, тот, чьи цели совпадают с целями Бога: спасти и исцелить от зла Вселенную), — в любой ситуации поступает так, чтобы уменьшить количество зла/нелюбви на доступном участке реальности. Это, так сказать, генеральная стратагема; тактики же могут быть разные в зависимости от обстоятельств.

Человек, который отказывается от того, чтобы воздавать злом за зло, например, за нанесенную личную обиду («подставляет другую щеку»), — тем самым останавливает эскалацию насилия, то есть становится тем звеном, на котором рвется цепочка отмщений, тянущаяся еще от Каина. Да, он делает это в ущерб «себе» и в нарушение действующего в мiре закона справедливости (виновные, дескать, должны быть наказаны). Но это не так уж и важно, цель — остановить вендетту. Именно в этом смысл христианской жертвенности.

В ситуации же, когда необходимость искоренения зла требует хирургии (например, насильственного вразумления отравленного нелюбовью человека), христианин с нелицемерной печалью следует совету Златоуста — «освяти руку ударом».

Какую выбрать тактику в том или ином случае — это не подлежит алгоримизации, как не алгоритмизируема вообще жизнь. Зависит, в том числе, от темперамента и внутреннего устроения: кто-то более кроток, чем ревностен, а кто-то наоборот. В любом случае, всякий раз требуется так называемая «добродетель рассуждения», то есть умение комплексно и с полной личной ответственностью оценивать сложнейшие ситуации, сохраняя при этом внутреннюю цельность и память о том, чему и Кому мы верны.

Добавление. Поскольку нравственная оптика человека повреждена грехом, выбор наверняка будет неверным, и, приняв за него ответственность, человек подвергает себя справедливому осуждению на Суде; но, поскольку Бог не справедлив, а милостив, остается уповать на милость Спасителя.

[identity profile] chek.livejournal.com 2011-06-25 01:05 pm (UTC)(link)
Как понял, христианин во-первых должен думать
"Не запускает ли удар освящаемой руки новую вендетту?"

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 01:11 pm (UTC)(link)
да, взвесить последствия, и, взвесив, взять на себя ответственность за принятое решение.

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:17 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-26 10:54 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:32 (UTC) - Expand

[identity profile] muthafutha.livejournal.com 2011-06-25 01:13 pm (UTC)(link)
Я прошел по ссылке на Златоуста.
Это в одном шаге от мусульманского "истребляй неверных" (вольный перефраз).
Гуманизм не имеет ничего общего с православием Златоуста, да, Олег?

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 01:15 pm (UTC)(link)
да

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 01:18 pm (UTC)(link)
но, по моим ощущением, в исламе призыв «истребять неверных» не уравновешен (или уравновешен в гораздо меньшей степени) заповедью непротивления; то есть, как обычно, маленькое смещение акцентов и чуть сбитая балансировка приводит к качественным различиям на практике.

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 01:30 pm (UTC)(link)
а так да, гуманистическая этика не совпадает с христианской в острых ситуациях

(no subject)

[identity profile] muthafutha.livejournal.com - 2011-06-25 13:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aspote.livejournal.com - 2011-06-25 13:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aspote.livejournal.com - 2011-06-25 17:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aspote.livejournal.com - 2011-06-25 23:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muthafutha.livejournal.com - 2011-06-25 14:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] muthafutha.livejournal.com - 2011-06-25 15:15 (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 16:02 (UTC) - Expand

.

[identity profile] muthafutha.livejournal.com - 2011-06-25 15:12 (UTC) - Expand

Re: .

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:12 (UTC) - Expand

Re: .

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - 2011-06-25 15:16 (UTC) - Expand

Re: .

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 15:16 (UTC) - Expand

[identity profile] http://users.livejournal.com/_warbear_/ 2011-06-25 03:16 pm (UTC)(link)
Гуманизм вообще ничего общего с христианством не имеет.

(no subject)

[identity profile] muthafutha.livejournal.com - 2011-06-25 15:18 (UTC) - Expand

[identity profile] polidarte.livejournal.com 2011-06-25 01:14 pm (UTC)(link)
Не, это сверхчеловек какой-то получается. Люди по определению страстны и неспособны определять, когда требуется "хирургия".

Просто совет подставлять щёку обращён к отдельным людям и вообще, а "освяти руку ударом" - к христианскому обществу в целом, живущему в условиях православного царства, в которых возможно не только бить по морде ариан и монофизитов, но и, скажем, принимать против них дискриминирующие законы. Т. е. разные не тактики, а адресаты

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 01:30 pm (UTC)(link)
это неважно; важна необходимость личной ответственности за оценку обстановки

(no subject)

[identity profile] polidarte.livejournal.com - 2011-06-25 13:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] polidarte.livejournal.com - 2011-06-25 13:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] polidarte.livejournal.com - 2011-06-25 14:13 (UTC) - Expand

[identity profile] mashenka-sench.livejournal.com 2011-06-25 01:22 pm (UTC)(link)
кстати, в некоторых случаях остановить вендетту как раз освящением руки ударом и можно.

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 01:29 pm (UTC)(link)
да, в некоторых случаях

[identity profile] as-sahara.livejournal.com 2011-06-25 02:04 pm (UTC)(link)
"Дин Ислама – в том, что меч следует за Книгой. Когда знание Книги и Сунны берет верх, а меч следует за ним, тогда утверждается дело Ислама. Люди Медины среди всех городов наиболее известны в этом деле. Что касается времени Праведных халифов, их дело было таким же. После них, у некоторых из них было этого больше, чем у других. Когда знаний Книги недостаточно, а меч иногда совпадает с Книгой, а иногда и выступает против нее, то где в этом Дин?"

ибн Теймийя

(no subject)

[identity profile] as-sahara.livejournal.com - 2011-06-25 14:09 (UTC) - Expand

[identity profile] nadabramaa.livejournal.com 2011-06-25 08:06 pm (UTC)(link)
какая красивая песня, спасибо

[identity profile] iaroshenko.livejournal.com 2011-06-25 02:57 pm (UTC)(link)
каким образом можно рассуждать о целях Бога?

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-06-25 09:18 pm (UTC)(link)
Пользуясь определением. Словом «Бог» мы тут называем персонифицированное живое Благо для всей вселенной.

(no subject)

[identity profile] iaroshenko.livejournal.com - 2011-06-25 21:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] iaroshenko.livejournal.com - 2011-06-26 09:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] iaroshenko.livejournal.com - 2011-06-26 13:05 (UTC) - Expand

[identity profile] dodobirdforever.livejournal.com 2011-06-25 04:09 pm (UTC)(link)
Всё таки "освяти руку ударом" это некий фанатизм, надстройка или прямые негативные чувства, вызванные увиденным и почувствованным, или всё вместе.

Описанное в цитате можно сравнить с ситуацией, когда человек держится за оголённый высоковольтный провод и пытается ухватить тебя (меня) за руку. Ударом можно его срубить, оторвать от провода, и потом поднять и привести в чувство.

Но часто человек подсознательно сам пытается оторваться от этого провода и ищет спасительные верёвочки. И провод этот не с постоянным током, и ток там идёт при определённой мысленной установке. Возможно лучше будет забыть (заблокировать, не воспринимать) эту мысленную установку, чтобы ток в проводе перестал идти и уже при помощи любви (жизни) увести человека от этого провода подальше неосознанно. Но такое не всегда под силу. Способ в цитате рабочий, но кармически небезопасен.

А против людей осознанно и сильно впавших в отречение, лучше всего неосознанная, реализующаяся в поступках любовь. Это кармически безопасно. Но тут важно следовать именно своему пути и не слушать таких людей, так как их оголённый провод постоянно под напряжением, а любовь - защита.

В жизни от ситуации всё зависит.

Всё, конечно ИМХО, могу ошибаться, да и скорее всего ошибаюсь.

[identity profile] dodobirdforever.livejournal.com 2011-06-25 04:16 pm (UTC)(link)
И всё таки "подставь другую щёку", имхо ценнее для вселенной, хотя более трудно реализуемый. При этом способе мученичество идёт снаружи, а при "освяти ударом" - изнутри.

[identity profile] trunk-pipeline.livejournal.com 2011-06-25 05:36 pm (UTC)(link)
Согласен. Написанное - бессмысленная ерунда. Вообще, на мой взгляд, рассуждение о трансцендентном, не подкрепленное личным опытом - набор трижды пережеванных банальностей.
Сложность в том, чтобы убедительно продемонстрировать личный опыт. Философия как манифестация личного опыта :)! Философские факультеты вместе с Институтом философии обезлюдят навсегда.

[identity profile] nadabramaa.livejournal.com 2011-06-25 08:13 pm (UTC)(link)
А Вам не кажется, Олег, что по большому счету, существование человечества - это и есть ситуация, когда по всем параметрам "искоренение зла требует хирургии", ибо не осталось безгрешных. Однако ж, Бог вместо второго Потопа отправил нам Логос. Так почему же Иоан, прозванный Златоустом, настойчиво предлагает нам средство, от которого отказался Бог?

У меня есть подходящая версия, но я боюсь обидеть кого-либо, высказав ее.

[identity profile] gignomai.livejournal.com 2011-06-25 08:54 pm (UTC)(link)
Благодарю за точность и прекрасную ясность.

[identity profile] some-burial.livejournal.com 2011-06-25 09:40 pm (UTC)(link)
можно улыбнуться обидчику в ответ на удар но проклясть в душе, неизвестно что хуже, иногда лучше по е*альнику перехать и правда

[identity profile] ursus-a.livejournal.com 2011-07-02 07:38 pm (UTC)(link)
"... но, поскольку Бог не справедлив, а милостив,.. "

Это как?

[identity profile] olegpaschenko.livejournal.com 2011-07-02 11:13 pm (UTC)(link)
слова преп. Исаака Сирина: "Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб."

(no subject)

[identity profile] ursus-a.livejournal.com - 2011-07-03 07:27 (UTC) - Expand

[identity profile] atykhonov.livejournal.com 2011-08-02 12:43 am (UTC)(link)
Сложно видеть духовное глазами материалистов.

Человек, который отказывается от того, чтобы воздавать злом за зло, например, за нанесенную личную обиду («подставляет другую щеку»), — тем самым останавливает эскалацию насилия, то есть становится тем звеном, на котором рвется цепочка отмщений, тянущаяся еще от Каина. Да, он делает это в ущерб «себе» и в нарушение действующего в мiре закона справедливости (виновные, дескать, должны быть наказаны). Но это не так уж и важно, цель — остановить вендетту. Именно в этом смысл христианской жертвенности.

Совсем не в этом смысл христианской жертвенности. Но об этом чуть позже. Сперва о "подставь другую щеку"....

Яркий пример вспоминается. Священник Шарль Мириэль из книги "Отверженные". Он приютил на ночь каторжника Жан Вальжана. А последний не дождавшись утра, сбежал и прихватил серебряные приборы. Когда жандармы привели Жана к Шарлю с поличным, то священник сказал:

- Ах, это вы! - воскликнул он, обращаясь к Жану Вальжану. - Очень рад
вас видеть. Но послушайте, ведь я вам отдал и подсвечники. Они тоже
серебряные, как и все остальное, и вы вполне можете получить за них франков
двести. Почему же вы не захватили их вместе с вашими приборами?


Жана Вальжана отпустили с приборами и подсвечниками.

Священник получив удар по одной щеке, подставил другую.

А теперь о жертвенности. Священник не поступил в ущерб себе. Наоборот!

Если говорить в этом случае о жертвенности, то священник сделал жертву дважды. И жертва эта заключается в очевидном — добровольный отказ. Ни о каком ущербе и речи быть не может.

А смысл христиансткой жертвенности, позвольте грубо очертить в рамках сказанного выше, заключается в том, чтобы добровольно отказываться от материального (вторичного), во имя духовного (первичного).

Цель любой истинной религии — Бог. Вы пишите, о совершенно материалистичных целях ввиде остановки вендетты, о цепочке мщения. Это не духовное, а значит и не христианское.