пой, эволюция!

Джон Хот. Бог после Дарвина. Богословие эволюции
Как известно, британские учёные доказали, что жизнь есть случайное механическое копошение эгоистичных генов, и никаких следов «разумного замысла» приборы не регистрируют, а регистрируется по большей части либо кровавый массакр, либо, в лучшем случае, нечто, не вписывающееся ни в какие смысловые иерархии.
Сей научный факт опровергает гипотезу как о предусмотрительном Часовщике, который в некоем Абсолютном Прошлом завёл механизм и учредил законы, — так и о благом Хозяине, который деспотически управляет мирозданием откуда-то из вневременного Абсолютного Настоящего.
Зато он подтверждает откровение о Христе — Боге умаляющемся в Воплощении, распятом, разделяющем страдание со всякой тварью, т. е. о Божественной любви кенотической, уязвимой, которая открывает творению пространство для автономного самотворчества. Такой Бог как бы смиренно отступает от всего сущего в Абсолютное Будущее, из этого будущего продолжая творить — но не через «подрезающий крылья надежде» замысел, а через обетование, эсхатологический призыв. Таков библейский Бог, который есть Омега, а не только Альфа.
Автор — католик. Итак, вместо того, чтобы полемизировать с пессимистическим механицизмом неодарвинистов (вроде Докинза и Деннета), он показывает, почему, фактически, Дарвин не опровергает теизма; напротив — теория эволюции есть неоценимый подарок богословию.
Это в двух словах. Книга хорошая (хотя наверное еретическая с т. зр. восточной ортодоксии). Автор много ссылается на Уайтхеда, Тейяра де Шардена, Мольтмана, Йонаса и Ранера. Вот тут ещё рецензия на «Богослове». Купил в «Фаланстере», есть в «Москве».
no subject
Я думаю, что в существовании этих свойств мира виноват не кто-то там, а я. Человек, которому Творец сообщил Свои полномочия, гораздо больше и сильнее, чем кажется, и может влиять не только и не столько на настоящий момент, но на сами основы бытия. Я отворачиваюсь от Бога, и в глухом прошлом появляются вирусы, бедные шумеры заболевают волчанкой, падают астероиды и умирают котята. Бог от меня не отворачивается — и мы по-прежнему видим остатки задуманного порядка и величия. Вселенная такова, какой мы ее заслужили. А какой бы она была без нашего греха — представить невозможно. Ну, разве что апостолы имели счастье видеть своими глазами полное совершенство, да и то всего сорок дней.
no subject