olegpaschenko: (Default)
[personal profile] olegpaschenko



Джон Хот. Бог после Дарвина. Богословие эволюции

Как известно, британские учёные доказали, что жизнь есть случайное механическое копошение эгоистичных генов, и никаких следов «разумного замысла» приборы не регистрируют, а регистрируется по большей части либо кровавый массакр, либо, в лучшем случае, нечто, не вписывающееся ни в какие смысловые иерархии.

Сей научный факт опровергает гипотезу как о предусмотрительном Часовщике, который в некоем Абсолютном Прошлом завёл механизм и учредил законы, — так и о благом Хозяине, который деспотически управляет мирозданием откуда-то из вневременного Абсолютного Настоящего.

Зато он подтверждает откровение о Христе — Боге умаляющемся в Воплощении, распятом, разделяющем страдание со всякой тварью, т. е. о Божественной любви кенотической, уязвимой, которая открывает творению пространство для автономного самотворчества. Такой Бог как бы смиренно отступает от всего сущего в Абсолютное Будущее, из этого будущего продолжая творить — но не через «подрезающий крылья надежде» замысел, а через обетование, эсхатологический призыв. Таков библейский Бог, который есть Омега, а не только Альфа.

Автор — католик. Итак, вместо того, чтобы полемизировать с пессимистическим механицизмом неодарвинистов (вроде Докинза и Деннета), он показывает, почему, фактически, Дарвин не опровергает теизма; напротив — теория эволюции есть неоценимый подарок богословию.

Это в двух словах. Книга хорошая (хотя наверное еретическая с т. зр. восточной ортодоксии). Автор много ссылается на Уайтхеда, Тейяра де Шардена, Мольтмана, Йонаса и Ранера. Вот тут ещё рецензия на «Богослове». Купил в «Фаланстере», есть в «Москве».

Date: 2011-08-26 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] 9smellycat.livejournal.com
я всё таки как сторонник агностической точки зрения, считаю что если что-то там не вписалось в рамки мировоззрения британских учёных, это не значит что этого нет, но это значит что их выводы очень субъективны и скорее всего не верны, потому что учесть все факторы они никогда не смогут))

Date: 2011-08-26 09:54 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
ну какой же это агностицизм)

Date: 2011-08-26 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] desicrationist.livejournal.com
есть книга Ричарда Докинза «Бог как иллюзия» с разбором дарвиновской позиции
http://elementy.ru/lib/430679

Date: 2011-08-26 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
да, это и есть те самые «британские ученые»

Date: 2011-08-27 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
И надо сказать, что «Бог как иллюзия» — довольно глупый текст. Докинз выдает за «Бога» некий примитивный интеллектуальный конструкт (синтезированный из народных заблуждений и собственных, очень невежественных, представлений), который например с Богом христианства вообще не имеет ничего общего. А потом триумфально его деконструирует и сравнивает с землей. Молодец! Это называется «сам шучу, сам смеюсь».

Вот «Эгоистичный ген» чуть получше.

Date: 2011-08-26 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] polidarte.livejournal.com
жаль, не скачать оригинальную версию, я бы полистал

Date: 2011-08-26 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] zero-id.livejournal.com
Ну, судя по Вашему анонсу, знаменитые британские ученые добрались и до богословия.
Также удачно у Вас получилось "книга хорошая, но еретическая". Надо это где-то записать ;)

Date: 2011-08-26 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
а, вы, кажется, не поняли.

автор — теист, католик
он, вместо того, чтобы полемизировать с пессимистическим механицизмом неодарвнинистов, показывает, почему теория эволюции обогащает христианскую теологию

(no subject)

From: [identity profile] zero-id.livejournal.com - Date: 2011-08-26 03:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-26 09:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fish-owner.livejournal.com - Date: 2011-08-26 03:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-26 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
а еретическая она потому, возможно, что Уайтхед, хотя и христианский философ, но опасно тяготеет к некоему странному пантеизму (со своей концепцией «пансубъективности» и «призывающего эроса» материи)

(no subject)

From: [identity profile] zero-id.livejournal.com - Date: 2011-08-26 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-26 03:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-26 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
Дарвин во многих своих работах - и, в частности, в крупнейшем его труде, "Происхождение видов", не раз упоминал, что подобное разннообразие возможно благодаря велению Творца

Date: 2011-08-26 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
ему повезло, что он не дожил до Докинза с Деннетом)

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-27 03:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com - Date: 2011-08-27 08:10 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-26 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
вот как раз, по наводке Хота, собирался) спасибо

Date: 2011-08-26 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] photo-viewer.livejournal.com
из непонятого мной в околоэволюционных спорах - с чего хоть какую модель процесса, развивающегося в физическом времени, протовопоставлять творению.

Date: 2011-08-26 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
потому что и линейное время, и вообще всю материю Господь освятил Своим Воплощением

Date: 2011-08-26 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] benzopilshik.livejournal.com
Как раз ссылкой поделились с эволюционными биологами и религией:
http://www.popmech.ru/article/9618-religii-i-epidemii/

Date: 2011-08-26 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
занятно)

Date: 2011-08-26 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] o-m.livejournal.com
Я раньше тоже думала, что "была эволюция по воле Божией." Эволюция это переход от менее совершенных форм к более совершенным.
Но потом узнала такую точку зрения: в конце КАЖДОГО этапа творения Господь говорил "БЛАГО ЕСТЬ", т.е. "хорошо весьма".

Друг моих родителей, проф. Геннадий Калябин (математик), преподает также курс апологетики ("наука и религия"). И вот он говорил, что эволюционная теория не подтверждается: просто нет достаточных данных, чтобы принять ее (огромные незаполненные пробелы в выстроенной Дарвином линейке, картинке перехода "от обезьяны к человеку").

Date: 2011-08-26 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Хот пишет, что, согласно Писанию, целью творения является прославление Бога, то есть, говоря языком светским, достижение абсолютной Красоты (во вселенском масштабе). И творение продолжается именно в этой перспективе: усложнение, поиск абсолютной «интересности».

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-26 09:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-26 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] assinus-tristis.livejournal.com
Такая интересная книжка, но все же... я пока еще считаю, что те, кто пытается оправдать эволюцию, просто тыкают пальцем в небо. Сами законы нашего мира предполагают ограниченность, смерть, враждебность человеку и постоянное разрушение, и чтобы это понять, даже не надо было открывать эволюцию, достаточно просто помотреть по сторонам.
Я думаю, что в существовании этих свойств мира виноват не кто-то там, а я. Человек, которому Творец сообщил Свои полномочия, гораздо больше и сильнее, чем кажется, и может влиять не только и не столько на настоящий момент, но на сами основы бытия. Я отворачиваюсь от Бога, и в глухом прошлом появляются вирусы, бедные шумеры заболевают волчанкой, падают астероиды и умирают котята. Бог от меня не отворачивается — и мы по-прежнему видим остатки задуманного порядка и величия. Вселенная такова, какой мы ее заслужили. А какой бы она была без нашего греха — представить невозможно. Ну, разве что апостолы имели счастье видеть своими глазами полное совершенство, да и то всего сорок дней.

Date: 2011-08-26 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
это верно.

Date: 2011-08-26 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] iorgens.livejournal.com
Либо чего-то не понял я (что вероятнее всего), либо автор книги. Почему Христа нужно как-то доказывать?
"....И доказательств никаких не требуется, всё просто...."

Или это как у Брэдбери: марсианская наука не исключала религию, а дополняла и поддерживала её? А теперь этот человек решил сделать то же самое?

Date: 2011-08-27 01:35 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
да, наверное, как у бредбери
а это откуда, из "хроник"?

(no subject)

From: [identity profile] iorgens.livejournal.com - Date: 2011-08-27 07:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-27 11:55 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-27 03:36 am (UTC)
From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com
Дак вроде бы уже давно понятно стало, что теория эволюции вере в Бога не угрожает, даже один очень известный дьякон™ как-то открыто признавался в том, что он эволюционист. Просто если уважать накопленный научный опыт иных вариантов не остается почти.
Тут гипотез может быть множество, мне вот из последних услышанных нравится версия [livejournal.com profile] alexkarpov, про то, что Большой Взрыв это не эхо творения, а эхо грехопадения в обратную сторону. Красиво, мне кажется.
хотя наверное еретическая с т. зр. восточной ортодоксии

Гм. Почему? Насколько я знаю никаких догматических оснований быть фундаментальным креационистом в восточной ортодоксии нет. Или автор там католическую догматику проповедует?

Кстати, вот еще такая хорошая статья есть: О проблемах «богословия эволюции» на рубеже ХХ–ХХI вв..

Date: 2011-08-27 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com
Ой, [livejournal.com profile] alexakarpov, конечно.

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-27 10:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-27 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-27 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-27 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-27 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-27 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-27 12:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-27 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-27 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-28 05:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-28 12:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sdfgh153.livejournal.com - Date: 2011-08-28 12:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polidarte.livejournal.com - Date: 2011-08-28 12:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-27 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com
ура, спасибо.
Ну, думаю, особо еретической она быть не может за отсутствием консенсуса у Православных в отношении теорий эволюции.
А про Ламарка там есть (впрочем, я эту книШку всё равно куплю).

Date: 2011-08-27 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ittarma.livejournal.com
У меня дурацкий вопрос опять. А как такие размышления уживаются с библией? То есть, я не имею в виду подколки типа "Ха, да ведь написано же, что Бог сам создал зверей, какая тут автономия", мне в принципе хочется понять, каковы взаимоотношения с библейскими текстами у человека, который думает обо всём этом самостоятельно

Date: 2011-08-28 03:18 am (UTC)
From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com
Их истолковывают, например, аллегорически; шесть дней творения как шесть каких-то глобальных геоэпох — в частности. Или другим способом. Существует даже у Кураева двухчасовая лекция, в которой он остроумно разбирает шестоднев.

В грубом приближении — способ толкования первых глав Бытия мало влияет на суть христианского вероучения, но есть нюансы (см., например, тут комментарии polidarte).

Есть, впрочем, так называемые «младоземельные креационисты», которые понимают всё буквально — шесть дней, шесть тысяч лет назад, кости динозавров подбросил дьявол, чтобы смущать верующих. Позиция, лично у меня вызывающая (без малейшего сарказма) уважение — за цельность.

Встречаются такие буквалисты, главным образом, среди протестантских фундаменталистов южных штатов США. Их мало.

Вот там issuu я прицепил с демоверсией — в самом начале проблема обозначена. Публичная полемика между атеистами из движения Brights и протестантскими фундаменталистами это очень смешной медиааттракцион на Западе, гораздо смешнее и масштабнее, чем похождения хоругвеносцев.

(no subject)

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 03:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kotovski.livejournal.com - Date: 2011-08-28 07:11 pm (UTC) - Expand

вот та лекция

From: [identity profile] olegpaschenko.livejournal.com - Date: 2011-08-28 04:02 am (UTC) - Expand

Profile

olegpaschenko: (Default)
olegpaschenko

July 2012

S M T W T F S
1 234 5 67
89 10 11121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 10th, 2025 11:07 am
Powered by Dreamwidth Studios