olegpaschenko (
olegpaschenko) wrote2009-04-15 04:55 pm
Entry tags:
сенсационная тайна смерти
Смерть.
Хорошая книга под плохим названием «Главная тайна Библии: смерть и жизнь после смерти в христианстве» Тома Райта в переводе
steba, тем временем, шествует по книжным магазинам страны (в «Москву», например, завезли ещё).
В ужасной суперобложке.
Принято думать, что христианство учит о небе вверху, куда отправляются спасенные или блаженные, и об аде внизу для нечестивых и нераскаявшихся. Многие люди, как вне, так и внутри церкви, всё еще считают, что такова официальная позиция христианства. <...>
Люди, как правило, изумляются, когда им сообщают о фактическом положении вещей: что в Библии крайне мало говорится о том, что «мы умрем и пойдем на небеса», в равной степени там почти ничего нет об аде для умерших. Средневековые образы неба и ада, которые популяризировал Данте, хотя не он их придумал, оказали огромное влияние на представления западного человека. Многие христиане просто уверены, что, когда в Новом Завете упоминается о «небесах», речь идет о том месте, куда спасенные попадают после смерти. <...>
Слова о небесах в Новом Завете имеют совершенно иное значение. «Царство Бога», о котором говорил Иисус, указывает не на посмертную участь человека и не на побег из этого мира в другой, но этим выражением обозначается верховная власть Бога «и на земле, как на небе». Такое неверное понимание имеет глубокие корни, не в последнюю очередь — это последствия платонизма, заразившего многие христианские умы. В результате верующие начали думать, будто христиане должны презирать нынешний мир и видеть в своем теле нечто низкое и постыдное. <...>
Всем известны слова Карла Маркса, что религия — опиум народа. Этот мыслитель полагал, что угнетатели используют веру в радостное будущее за гробом для того, чтобы народные массы не оказывали им сопротивления. Часто именно так и происходило. Однако мне кажется, что такое бывает в тех случаях, когда «религия», которую используют власти, предполагает платоническое презрение к телу и ко всему творению вообще. Тогда нас окружают просто «тени земной суеты», от которых мы с радостью освободимся в момент смерти. Стоит ли заниматься улучшением этого мира, когда избавление столь близко? Стоит ли заполнять топливный бак машины, которая вот-вот упадет в пропасть? Именно такое воздействие по сей день оказывает вера благочестивых христиан, которые на самом деле считают, что «спасение» никак не связано с тем, что проиcходит в нынешнем мире.
Напротив, многие факты свидетельствуют о том, что здравые представления иудеев и христиан о воскресении, которое входит в замысел Бога о новом творении, заставляют больше — а не меньше — ценить нынешний мир и наши нынешние тела. И в классическом иудаизме, и в классическом христианстве эта вера говорит как о преемственности между нынешним миром (и его состоянием) и миром будущим, так и об их радикальных отличиях; отсюда следует вывод: то, что мы делаем здесь и сейчас, бесконечно важно. Для апостола Павла будущее воскресение — главное основание для правильного обращения со своим телом в нынешней жизни (1 Кор 6:14-15), для него это причина не сидеть сложа руки, ожидая, когда же наступит такое будущее, но усиленно работать сейчас, и он знает, что ни одно дело, сделанное в Господе и силою Духа сейчас, не пропадет в Божьем будущем (1 Кор 15:58). <...>
Таким образом, классическое христианское учение куда более действенно и революционно, нежели вера на основе платонизма. Именно те люди, которые крепко верили в воскресение, а не те, что вследствие компромисса с другими теориями верили просто в бесконечную жизнь духа, в первые века христианства противостояли кесарю. Благочестие людей, для которых смерть есть «возвращение домой», когда их «зовут войти в вечный покой Бога», не мешало властителям, разрушавшим мир ради своих корыстных целей. Вера же в воскресение, напротив, всегда идет рука об руку с крепкой верой в справедливость Бога и в то, что Бог создал хороший мир. Такие представления не позволяют тихо терпеть несправедливость в мире, но вынуждают ей решительно противостоять. <...>
Именно потому, что христиане верили в Иисуса как в Мессию, мы можем видеть, как у них быстро появляются представления о том, что Иисус есть Господь, а следовательно, кесарь таковым не является. Но это отдельная серьезная тема, о которой мы еще поговорим. Однако уже у Павла воскресение — как Иисуса, так и, в будущем, его народа — основа для присяги на верность Иному царю, иному Господину. Смерть — последнее оружие тирана: суть же воскресения, хотя многие понимают это неверно, состоит в победе над смертью.
Воскресение не есть новое понимание смерти; им смерть побеждена, а вместе с нею и те, чья власть основана на смерти. Несмотря на пренебрежительные насмешки некоторых современных исследователей, именно тех, кто верил в воскресение, сжигали, привязав к столбам, и бросали львам. Воскресение никогда не помогало удобно устроиться и стать респектабельным; об этом вам могли бы многое рассказать фарисеи. Именно гностики, которые, говоря о «воскресении», имели в виду приватную духовную жизнь и дуалистическую космологию, то есть в каком-то смысле изменили смысл этого слова на прямо противоположный, могли не опасаться гонений. Какой император мог бы не спать ночью из-за беспокойства, что его подданные изучают Евангелие от Фомы? Вера в воскресение всегда была чревата неприятностями, которые часто становились реальностью.
Чтоб вы знали.
Апдейт. Краткое содержание записи для тех, кто не читает длинных подкатов
Смерть. Книга Райта «Главная тайна Библии» в переводе Миши Завалова поступила в продажу. В ней написано следующее. Вопреки массовому заблуждению, христианская эсхатологическая перспектива состоит не в бегстве спасённых бестелесных душ в «духовные миры» — а в телесном воскресении в конце времен в своих телах и в материальном (преображённом) мире. Далее — практические из этого известия следствия. Чтоб вы знали.
no subject
с точки зрения ортодоксального христианства - ересь
возможно жто покажется вам кощунством, но мне кажется, что давно пора отказаться от "Ветхого Завета" как от жестокой и крайне сомнительной книги
как на макинтоше - отрезать "хвост совместимости"
no subject
Дима, у вас ложное представление об ортодоксальном христианстве. Здесь у Райта изложено безупречно православное вероучение.
От Ветхого Завета как от жестокой и крайне сомнительной книги уже предлагал отказаться Маркион во втором веке. Не так всё просто с Ветхим Заветом, как кажется на первый взгляд.
no subject
прекрасный человек
двумя руками за - отрицал аллегорическое толкование Библии, не признавал противоположности между верой и знанием, отвергал церковное предание, никакого предварительного откровения о явлении в мир этого истинного Мессии дано не было; истинного Мессию люди должны были узнать по учению и делам его...
что касается ересей, то тут я с вами не согласен. два сантиметра влево - побег или попытка к бегству
церковь не просто так считает себя ортодоксальной
двумя руками за
Вам это близко, Дима? мне — нет. Практика показывает, что ошибка стремительно накапливается, и два сантиметра очень быстро превращаются в серьезное извращение вроде вот этого гностического небрежения плотью. Каким-то невероятным чудом.
no subject
и вот этих всех ужасов про ад, о которых вы писали и которые приписываете всему христианству.
ведь это только в латинстве человек виноват перед Богом, вы знали об этом? Православие не рассматривает проблему в категориях вины/искупления, но в категориях болезни/исцеления.
а началось с незначительной, казалось бы, ерунды — разница в формулировке решения одной очень специальной богословской проблемы (filioque).
no subject
Кроме того, есть области в догматике нерегламентированные. Например, ад принципиально не догматизирован. Строго говоря, жестко зафиксированы очень немногие вещи: Символ Веры и некоторые соборные определения. Причем они всегда имели реактивный характер - являлись реакцией на ту или иную серьезную девиацию или принципиальное извращение смысла.
Также есть понятие "теологумен" - богословская гипотеза (мнение, основанное на высказывания одного или нескольких отцов, вопреки большинству; размышление, суждение церковного писателя, богослова, философа прямо не противоречащее соборно принятым догматам).
Вообще, если углубиться в тему, оказывается, что внутри православной догматики очень просторно - гораздо просторнее, чем кажется "внешнему" взгляду. Гораздо просторнее, чем внутри квантовой физики, например.
no subject
http://www.krotov.info/spravki/temy/ae/aeshatol.html
тертуллиан против маркиона