olegpaschenko (
olegpaschenko) wrote2009-04-15 04:55 pm
Entry tags:
сенсационная тайна смерти
Смерть.
Хорошая книга под плохим названием «Главная тайна Библии: смерть и жизнь после смерти в христианстве» Тома Райта в переводе
steba, тем временем, шествует по книжным магазинам страны (в «Москву», например, завезли ещё).
В ужасной суперобложке.
Принято думать, что христианство учит о небе вверху, куда отправляются спасенные или блаженные, и об аде внизу для нечестивых и нераскаявшихся. Многие люди, как вне, так и внутри церкви, всё еще считают, что такова официальная позиция христианства. <...>
Люди, как правило, изумляются, когда им сообщают о фактическом положении вещей: что в Библии крайне мало говорится о том, что «мы умрем и пойдем на небеса», в равной степени там почти ничего нет об аде для умерших. Средневековые образы неба и ада, которые популяризировал Данте, хотя не он их придумал, оказали огромное влияние на представления западного человека. Многие христиане просто уверены, что, когда в Новом Завете упоминается о «небесах», речь идет о том месте, куда спасенные попадают после смерти. <...>
Слова о небесах в Новом Завете имеют совершенно иное значение. «Царство Бога», о котором говорил Иисус, указывает не на посмертную участь человека и не на побег из этого мира в другой, но этим выражением обозначается верховная власть Бога «и на земле, как на небе». Такое неверное понимание имеет глубокие корни, не в последнюю очередь — это последствия платонизма, заразившего многие христианские умы. В результате верующие начали думать, будто христиане должны презирать нынешний мир и видеть в своем теле нечто низкое и постыдное. <...>
Всем известны слова Карла Маркса, что религия — опиум народа. Этот мыслитель полагал, что угнетатели используют веру в радостное будущее за гробом для того, чтобы народные массы не оказывали им сопротивления. Часто именно так и происходило. Однако мне кажется, что такое бывает в тех случаях, когда «религия», которую используют власти, предполагает платоническое презрение к телу и ко всему творению вообще. Тогда нас окружают просто «тени земной суеты», от которых мы с радостью освободимся в момент смерти. Стоит ли заниматься улучшением этого мира, когда избавление столь близко? Стоит ли заполнять топливный бак машины, которая вот-вот упадет в пропасть? Именно такое воздействие по сей день оказывает вера благочестивых христиан, которые на самом деле считают, что «спасение» никак не связано с тем, что проиcходит в нынешнем мире.
Напротив, многие факты свидетельствуют о том, что здравые представления иудеев и христиан о воскресении, которое входит в замысел Бога о новом творении, заставляют больше — а не меньше — ценить нынешний мир и наши нынешние тела. И в классическом иудаизме, и в классическом христианстве эта вера говорит как о преемственности между нынешним миром (и его состоянием) и миром будущим, так и об их радикальных отличиях; отсюда следует вывод: то, что мы делаем здесь и сейчас, бесконечно важно. Для апостола Павла будущее воскресение — главное основание для правильного обращения со своим телом в нынешней жизни (1 Кор 6:14-15), для него это причина не сидеть сложа руки, ожидая, когда же наступит такое будущее, но усиленно работать сейчас, и он знает, что ни одно дело, сделанное в Господе и силою Духа сейчас, не пропадет в Божьем будущем (1 Кор 15:58). <...>
Таким образом, классическое христианское учение куда более действенно и революционно, нежели вера на основе платонизма. Именно те люди, которые крепко верили в воскресение, а не те, что вследствие компромисса с другими теориями верили просто в бесконечную жизнь духа, в первые века христианства противостояли кесарю. Благочестие людей, для которых смерть есть «возвращение домой», когда их «зовут войти в вечный покой Бога», не мешало властителям, разрушавшим мир ради своих корыстных целей. Вера же в воскресение, напротив, всегда идет рука об руку с крепкой верой в справедливость Бога и в то, что Бог создал хороший мир. Такие представления не позволяют тихо терпеть несправедливость в мире, но вынуждают ей решительно противостоять. <...>
Именно потому, что христиане верили в Иисуса как в Мессию, мы можем видеть, как у них быстро появляются представления о том, что Иисус есть Господь, а следовательно, кесарь таковым не является. Но это отдельная серьезная тема, о которой мы еще поговорим. Однако уже у Павла воскресение — как Иисуса, так и, в будущем, его народа — основа для присяги на верность Иному царю, иному Господину. Смерть — последнее оружие тирана: суть же воскресения, хотя многие понимают это неверно, состоит в победе над смертью.
Воскресение не есть новое понимание смерти; им смерть побеждена, а вместе с нею и те, чья власть основана на смерти. Несмотря на пренебрежительные насмешки некоторых современных исследователей, именно тех, кто верил в воскресение, сжигали, привязав к столбам, и бросали львам. Воскресение никогда не помогало удобно устроиться и стать респектабельным; об этом вам могли бы многое рассказать фарисеи. Именно гностики, которые, говоря о «воскресении», имели в виду приватную духовную жизнь и дуалистическую космологию, то есть в каком-то смысле изменили смысл этого слова на прямо противоположный, могли не опасаться гонений. Какой император мог бы не спать ночью из-за беспокойства, что его подданные изучают Евангелие от Фомы? Вера в воскресение всегда была чревата неприятностями, которые часто становились реальностью.
Чтоб вы знали.
Апдейт. Краткое содержание записи для тех, кто не читает длинных подкатов
Смерть. Книга Райта «Главная тайна Библии» в переводе Миши Завалова поступила в продажу. В ней написано следующее. Вопреки массовому заблуждению, христианская эсхатологическая перспектива состоит не в бегстве спасённых бестелесных душ в «духовные миры» — а в телесном воскресении в конце времен в своих телах и в материальном (преображённом) мире. Далее — практические из этого известия следствия. Чтоб вы знали.
no subject
Иными словами: если сущность бесконечна (т. е. содержит в себе ВСЕ возможные собственные пропертиз) — почему бы ей не содержать еще и такие проперти как «личность», «свободная воля», «сознание», «милосердие» и т. п.?
Иначе это просто сосед/коллега
а чем плох «отец»? а «брат»?
no subject
no subject
а почему?
если Бог захочет сделать человека Богом, ЧТО или КТО Ему помешает?
а если захочет Сам стать человеком — ЧТО или КТО Ему помешает?
no subject
no subject
значит, нам всем пиздец? всё тщетно?
no subject
всё только начинается. растём, тянемся, умнеем, грустнеем, глупеем, сходим с ума, набиваем закрома -- море по колено, небо по плечо. и наши маски где-то там, внизу, давно и не с нами было.
шутки в сторону
ты не юли, а скажи:
я обманываюсь? мой Бог не достоин любви?
Его можно только бояться, ненавидеть и стремиться перехитрить?
как скажешь так и будет
жду ответа.
я серьезно
на тебе сейчас БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, Павел. Жду.
Re: шутки в сторону
Что значит -- недостоин? Это человеческие категории, Олег. Бог суть творец вечности и начало всех вещей, и не может соотноситься с такими непрочными понятиями. Равно как и с ненавистью, страхом и хитростью.
Что ты испытываешь перед великой картиной? Нет, лучше, что ты испытываешь, слушая самую прекрасную музыкой? Любовь? Ненависть? Страх? Или всё-таки восхищение, покой и радость?
Достойна ли эта музыка твоей любви? Она просто есть.
Re: шутки в сторону
мне уже легче
потому что восхищение, покой и радость, а также существование - это все частные случаи любви
вернее проекции любви на разные плоскости: эмоциональную, онтологическую , аксиологическую и т. п.
тогда не понимаю о чем спор
возможно, дело в размытых представлениях о том, что значит "личность" и какова ее (личности) архитектура, и каковы минимальные проявления, наблюдая к-рые можно говорить о наличии личности.
но это очень утомительно
я эти терки всегда пропускаю)
Достойна ли эта музыка твоей любви? Она просто есть
не просто, а вот как эпштейн михал наумыч прекраснейше пишет -
переходным глаголом
"она звучит меня"
http://cmart.livejournal.com/386708.html
мы как бы с этой музыкой обмениваемся бытием
no subject
которое, будучи очищенным от всех прочих явлений,
все еще образует личность.
Бог есть любовь.
что такое любовь? речь о любви бескорыстной
нечто, что довольствуется одним СУЩЕСТВОВАНИЕМ своего объекта - не желая его ЗАПОЛУЧИТЬ
и тем самым - придает своему объекту характеристику "сущности"
no subject
значит, есть НЕЧТО или НЕКТО — более могущественное, чем безличный Бог. Что Ему МЕШАЕТ (напр., приобрести личность).
Например, некий Закон Безличности.
так?
no subject
была морская гладь, и вдруг забурлила вода, пошёл мутный поток, пена, волны -- появилась личность. волны успокоились -- личность исчезла, возникла безличность.
no subject
есть ли у твоего безличного Бога — причина?
ЧТО его породило/создало?
или КТО?-)
далее
Сила пронизывает весь наш мир. И нет ни одной точки, ни одной частички во всей Вселенной, где бы не было Великой Силы. Сила - это безграничный источник жизни, который не может ни уничтожен, ни повреждён ничем. (источник)
То что мы называем Силой, мы называем и Жизнью. Жизнь не возникает внутри организма - она сама порождает организм! — мастер Адаван
означают ли эти постулаты, что Сила является Первопричиной всякой Жизни (в том числе разумной, сознательной, свободной)?
no subject
Значит, есть некий сторонний источник, из которого следствие (Жизнь) приобретает эти свойства.
Или же они самозарождаются (под действием, опять же, ЧЕГО-ТО, что Силой, Всебогом твоим — не является).
Так или иначе, это означает, что Сила — НЕ ВСЁ. Есть что-то ещё, более сложное,
что содержит в себе свойства (или причину свойств), которыми Сила (=Всебог) не обладает.
no subject
no subject
положа руку на сердце
страшно, если бог безличен
никого нет.
НИКОГО НЕТ
и не предвидится
НИКОГДА
no subject
не знаю про 'страшно'
но
грустно и отчаянно, неизбывно.
no subject
no subject