выбор между смертью и смертью
Feb. 17th, 2010 12:18 pmhttp://komelsky.livejournal.com/151105.html
Самое сложное в умирании – осознать, что прятаться нет смысла, что убежать и сохранить здоровье уже не удастся. Ссора зашла слишком далеко.
Прохожие не хотят заступиться за слабого, потому что не хотят лишних проблем. Даже тот, на которого уже напали, может ещё пытаться оправдываться и лебезить перед врагом, в надежде избежать травмы. Но вот перед тобой маньяк, который совершенно точно собирается довести дело до конца. Палец уже отрезан, ножик воткнут, инвалидность неизбежна — это практически свершившийся факт. Теперь только выжить – или умереть. Или даже хуже того — умереть, но остановить его, или отказаться от сопротивления и дать убивать дальше. И это уже совсем другая история. Тут человек точно будет сопротивляться – только частенько оказывается уже поздно. Я это не сам придумал, а то ли читал, то ли слышал по телевизору от какого-то фаната боевых искусств. Мол, у многих на самом деле есть силы справиться с нападающим, но они боятся применять их, опасаясь, что будет хуже, пока не становится уже слишком поздно.
Так вот мы на самом деле именно в такой ситуации. Тьма поглощает нас. Мы уже полны ею. Смерть неизбежна. Сколько бы мы ни отказывались от котлет в пользу овсяной каши; сколько бы ни копили деньги на чёрный день; сколько бы ни пытались закрыть ставни во время погрома, делая вид, что это не наше дело — мы в игре. У нас есть выбор или сражаться и умереть, — или умереть просто так. Но умереть в любом случае придётся.
Так уж лучше сражаться.
Мы обычно делаем вид, что можем прожить жизнь как-то так этак «ничего себе», «более-менее хорошо». А это не так, увы. Когда тьма шантажирует и запугивает тебя — помни, что на самом деле это только попытка упиться властью. Выбора на самом деле нет. В этом мире тьма всегда побеждает. Сохранить душу не удастся. Можно или успеть сделать что-то для соседа, дрожащего здесь же рядом, в темноте, или сдаться и погибнуть бессмысленно и бездарно.
Неужели сдадимся без боя?
Призыв Христа на первый взгляд звучит достаточно нелепо: жизнь или смерть. Типа — если ты христианин, то надо выбрать смерть. Но на самом деле, к счастью для нас, всё не настолько кроваво. Потому что смерть уже выбрана. И наша свобода состоит в том, чтобы всего лишь выбрать, по поводу чего умереть. Что есть такого в нашей жизни, ради чего ею стоит пожертвовать. Если не всей, то хотя бы кусочком. Годом, месяцем, днём. На что бы такое её потратить?
Это всё звучит очень пафосно, хотя на самом деле речь может идти о вещах совершенно тривиальных. Например, я почти уверен, что какой-то процент разного рода больных и невезучих людей умирает зимой на городских улицах просто потому, что окружающие боятся замарать свою чистую одежду. Именно поэтому работник скорой помощи должен ходить в кошмарных синих форменных штанах, а монах — в дерюжке. Чтобы помочь окровавленному или припадочному — прежде всего нужно смириться с тем, что испачкаешься. Если уже испачкался — то поможешь. А пока стоишь, переминаешься, засучиваешь рукава — ничего не выйдет. Нельзя кончиками пальцев пережать артерию, а потом брезгливо обтереть руку влажной салфеткой. Не бывает такого. Так и во всём в этой жизни. Нужно осознать, что на самом деле мы уже испачкались. Хватит делать вид, что можно избежать поступка: поступок в любом случае произойдёт, и единственное что мы можем выбрать — это в чём он будет состоять. Пройдёт ли один грязный мимо другого грязного, или преодолеет собственную лень и придёт на помощь.