![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Конечной целью науки является создание единой теории, которая описывала бы всю Вселенную. Решая эту задачу, большинство ученых делят ее на две части. Первая часть — это законы, которые дают нам возможность узнать, как Вселенная изменяется со временем. (Зная, как выглядит Вселенная в какой-то один момент времени, мы с помощью этих законов можем узнать, что с ней произойдет в любой более поздний момент времени). Вторая часть проблема начального состояния Вселенной. Некоторые полагают, что наука должна заниматься только первой частью, а вопрос о том, что было вначале, считают делом метафизики и религии. Сторонники такого мнения говорят, что, поскольку Бог всемогущ, в его воле было «запустить» Вселенную как угодно. Если они правы, то у Бога была возможность сделать так, чтобы Вселенная развивалась совершенно произвольно. Бог же, по-видимому, предпочел, чтобы она развивалась весьма регулярно, по определенным законам. Но тогда столь же логично предположить, что существуют еще и законы, управляющие начальным состоянием Вселенной. — Стивен Хокинг. Краткая история времени.
Если я правильно понял, это вариации на тему неотомизма.
Я бы пожалуй склонился к тому, чтобы рассматривать Вселенную (вместе со всей её физикой, суперструнами и случившимся 10—20 млрд лет тому назад взрывом сингулярности) как ежемоментную нескончаемую манифестацию божественной творческой воли.
Богом называется Первопричина всего, Он остается Первопричиной до сих пор, является Ею прямо сейчас, и будет оставаться Ею вечно.
У творения нет собственной, отдельной от Него, сущности, оно не автономно. Все сущее существует только и исключительно постольку, поскольку этого хочет Творец. Только под действием Его переливающихся через край Чаши животворящих божественных энергий.
Стоит Ему на мгновение отвлечься или разлюбить всю Свою тварь — космос моментально схлопнется в nihil.
Свет горит, пока в сети есть напряжение.
Когда напряжение отсутствует, свет не «бездействует», его просто нет. Если я не ошибаюсь, здесь разница между Западом и Востоком. Если сравнить Бога с источником напряжения в сети, то западное богословие (томизм) рассматривает сегодняшний мир как лампочку, а православное — как свет.
Но, к сожалению, творение повреждено грехом, который завёлся во Вселенной вследствие отпадения люцифера. Поэтому, в частности, теперь у нас люди болеют и умирают, фарисеи фарисействуют, энтропия неубывает и т. п. Когда мы придём к власти (см. Откровение Иоанна), повреждение будет ликвидировано, и в мире снова не будет ни смерти, ни распада, а будет живой и животоворящий Бог, сый Свет и Любовь, — всё и во всём.
Ахтунг, теодицея!
Почему страдание? Мне кажется, человеку разглагольствовать на тему высшей целесообразности чужого страдания — подло, и я постараюсь больше на это не вестись (ибо не моё это собачье дело).
Почему в таком случае Бог прямо сейчас не начнет Армагеддон и не застрелит сатану молнией?
Я не знаю. Не уверен, что я готов прямо сейчас быть свидетелем этой битвы. Полагаю, что этой хирургической операции Вселенная прямо сейчас не перенесёт, потому что ослаблена болезнью (дьяволом). Наверное, поэтому Бог вынужден прибегать к болезненным и трагическим многоходовкам — просто для того, чтобы все вернулись Домой.
Хочу, чтобы была ясна разница: это не педагогическая мера, но вынужденная.
Гхм, эээээ, так. Насколько я могу по-дилетантски судить, по восточнохристианским понятиям божественное время — симультанно, обладает полнотой (то есть, грубо говоря, вся временная шкала — уже есть). На эту тему тут даже заведён специальный тег.
Если спросить: «где сейчас находится ребёнок, к-рый родится только через 10 лет?» — то ответ будет не: «его ещё нет», но: «он на временной шкале в десяти годах отсюда».
Небытия — нет. Сеть под напряжением! Осторожно: свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Бог сохраняет всё, и слава Ему за это.
P. S. Между прочим, именно «Краткая история времени» — это та книжка, прочитав которую в 1999, я слетел с катушек (в том смысле, что почувствовал: без Бога не обошлось).