моя изнурённая миссиофобия
Sep. 9th, 2010 07:38 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Внимание, притча. Один N., душа компании, неожиданно влюбляется и вследствие этого почти сразу теряет интерес к застольям и обсуждению женщин, их антропометрических параметров и сексуального поведения. «Что с нашим N.? — говорят в компании, — наш N. уже не тот. Болеет? Или в секту попал. Точно, сектант. Я слышал, им нельзя». Однажды N. становится свидетелем обсуждения в непристойном контексте не кого-то, а своей возлюбленной, и борется с желанием разбить в кровь похотливые гнусные рыла своих друзей, или хотя бы совершенно прекратить с ними общение. Или не борется. Дело в том, что на самом деле он не сектант, поэтому ему можно.
;
Дерзая от скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка пробовать говорить о том, чему, например, тут был посвящён тэг «огонь», обычно сталкиваешься с тем, что для собеседника обсуждаемые вещи пусты — шатковатая умственная конструкция «в религиозной оркестровке», причём почему-то упакованная в контекст малосимпатичной этнокультурной традиции.
«Но почему, извини, православие? Ведь оно такое старушачье-архиерейское, лоялистски-патерналистское, чесночно-портяночное, сусально-елейное, уныло-упёртое. Почему не католицизм, он гораздо элегантнее? Или буддизм? Все мальчики в классе буддисты. Хорошо, если ты так интересуешься фигурой Христа, почему тогда не гностицизм? — там очень эффектная фигура Христа, просто бэтмен из открытого космоса. Юнг и Борхес интересно писали о гностиках, читал? Блейк был гностик. Дэвид Тибет тоже вроде гностик. Или, скажем, кроулианство! Человеку твоего склада пошло бы кроулианство» и т. д., словно речь о выборе костюма («как ты можешь это носить?» — я не могу это носить, Оно Несносно и Невыносимо).
Известно, что если некий N. хочет осуществить коммуникацию некоего M. не с этнокультурной традицией, а лично со своим Распятым Царём, то лучше бы ему сразу расхотеть: кому нужен царь, да ещё распятый? «скандал и безумие» (чаще, конечно, nobody cares). Словами не поможешь.
Вот если бы через него Воскресший, не встречая сопротивления, мог Сам явиться M. в сиянии славы и милости! Я имею в виду, не через порождаемые N. тексты, а через самого N. Воспользовавшись N. как попутным транспортом. Через N. как социальное животное. Чтобы M. смотрел, например, на социальные реакции N. и думал в сердце своём: ого! счастье! безумие! свобода! святость! нечеловеческая милость! слава Богу! так не бывает! вот эти вот его поразительные социальные реакции — они наверняка имеют сверхъестественное происхождение! и т. п.
В такие моменты и совершается искомая коммуникация M. с Воскресшим (без которой всё сводится к выбору костюма и этнокультурной традиции, в лучшем случае — к сравнительному анализу религиозно-философских систем, причём «православие» обычно проигрывает).
Чаще, однако, N. ведёт себя так, что в результате «имя Господне хулится в языках», поэтому лучше бы кое-кому заткнуться! Не будем говорить кому, хотя это я! Тем более, что его (меня) никто не спрашивает!
no subject
Date: 2010-09-12 04:33 am (UTC)На мой кургузый взгляд, если человек выбирает веру "под настроение" - то с него и спросится в основном за критерии и за последствия, за интенции, так сказать, за самые простые вещи. Потому что он ведь, вообще-то, не виноват, если вдруг у него плохой вкус к "духовному"; ну или, по крайней мере, не так уж шибко виноват. Если вера не особо-то влияет на жизнь, то так ли уж важно, какая это вера? А если уж дойдёт до такого серьёзного дела, что выбор веры в самом деле будет на практике что-то значить (будет ли это кризис смысла жизни, или какие-нибудь внешние катастрофы, когда не понятно, как себя вести и на что ориентироваться - не важно), то тогда не до мелочей будет. Тогда критерии оценки наших слов, и нашего поведения будут совершенно другие. Грубо говоря, не то станет важно, что мы съели, и на кого наорали, а у кого прощения попросили, и кому помогли. Если бросить думать про мелкий стыд, выше описанный, то гораздо легче сосредоточиться на том, чтобы в чём-то важном не сплоховать. Ведь никто не может быть вполне уверен, что именно, когда именно оно настало, - это важное...
А про гностиков и буддистов порассуждать иногда интересно. Это ни к чему обычно не ведёт, так, пустое упражнение, но ведь христианство и впрямь с рациональной точки зрения хорошая, сильная штука. Особенно если разговариваешь с "ненастоящим буддистом", и поэтому нет особого риска обидеть сравнениями. Бывало рассуждаешь-рассуждаешь, сам даже что-то понимать начнёшь!
no subject
Date: 2010-09-12 05:28 am (UTC)Дело в том, что исходный текст во многом обращен к конкретной ситуации, это как бы реплика в большой переписке (там как раз шла речь о религиозных ролевых играх). Переукрасил я завитушками простую мысль: ничего нельзя объяснить, можно только "показать на себе":)
Дискуссии действительно дают повод лишний раз напрячь мозг, но лично мне душевредны, так как я теряю терпение и срываюсь на визг!
no subject
Date: 2010-09-12 06:04 am (UTC)no subject
Date: 2010-09-12 07:36 pm (UTC)Вот и френд мой пишет у себя в журнале: "вся моя религиозность упирается в то, что я боюсь пострадать как Христос. Извините все, кому я врал какой-либо проповедью"
no subject
Date: 2010-09-22 04:13 pm (UTC)все ведь хотят быть героями.
а вот ежедневно "страдать" дома от неверующей жены или отца, на работе от неверующего шефа и грязноротых коллег - намного тяжелее.
бытовой крест зачастую оказывается непосильным.
no subject
Date: 2010-09-29 07:28 pm (UTC)no subject
Date: 2010-09-29 08:02 pm (UTC)no subject
Date: 2010-09-29 08:55 pm (UTC)думать о исполнении повседневных элементарных бытовых обязанностей как о своем крестоношении?
не крест. так, креста часть некая.
но для кого-то да
быт у всех разный)
я типа за себя говорю
мой "бытовой" крест наполнен гелием, можно вместо джетпака использовать
no subject
Date: 2010-09-12 05:41 am (UTC)no subject
Date: 2010-09-12 09:14 am (UTC)no subject
Date: 2010-09-12 12:31 pm (UTC)no subject
Date: 2010-09-14 09:44 pm (UTC)Давеча столкнулся в очень длительной перепалке с одной особой. Я обычно как-то на религиозные темы стараюсь с малознакомыми людьми не говорить, но тут случай прям исключительный был. Девушка несколько лет назад прочитала библию и построила в своей голове цельную (по ее мнению) модель, основу которой составлял постулат о том, что все окромя библии - абсолютная и беспросветная ересь. Включая святоотеческие писания. А любой церковный догмат — не больше чем способ управления людьми. В общем, религия, как политический инструмент (христианство — политический инструмент в кубе; а православие, понятное дело, еще и унылый политический инструмент). Все это усугублялось прямыми ссылками на Писание. Меня понесло. Продолжалось это часа четыре, я путал имена святых отцов, долго не мог найти какие-то моменты в библии, терялся, таращил глаза, набирал воздух в легкие и ударяя кулачком по столу выводил сентенцию тут же разрушаемую каким-нибудь нелепым, беспросветным комментарием. Я подходил со всех сторон, более-менее «научно» богословски, лично субъективно, рассуждал о религиозных чувствах, духовности... свободе, наконец... А тебе в ответ про иную свободу, «настоящую». Свободу, которая больше походит на вседозволенность. И что бы ты не сказал в ответ, ты все равно будешь религиозным фанатиком, пытающимся навязать свои идеи для завлечения в свою уютную секточку.
Вот вы говорите, споры о гностицизме. А если сами религиозные чувства ставятся под сомнение? Вне контекста (этнокультурного в том числе), сами по себе. А если любая религия воспринимается как философское учение, с которым можно соглашаться или нет, как мы соглашаемся или не соглашаемся с программой какой-нибудь политической партии? Сакрального не существует, есть только симулякры, простите за постмодернизм.
Наша беседа закончилась фразой «хм, ты к этому прям так серьезно относишься?». Абсолютное отсутствие пристрастности и заинтересованности - это страшнее, чем приверженность буддизму или католицизму. «Любая вера есть фанатизм» - говорят мне. И я даже не могу с этим спорить. Да, наверное...
Я до сих пор думаю о том диалоге, и я понимаю, что мой собеседник забыл о нем сразу. И я до сих пор не знаю, стоит ли вообще пытаться заниматься «вразумлением»? Имею ли я на это право? Не погряз ли я в словоблудии и осуждении в тот момент?
Что касается вашей модели коммуникации с Воскресшим, мне кажется, что бытие все же формирует сознание и, возможно, именно через принятие вышеуказанной культурной традиции М способен на коммуникацию. Не для того ли эта самая традиция вообще существует, собственно, чтобы помогать нам немощным достигать коммуникации (Боже, что ж за слово-то вы странное подобрали)